Геннадий Горбунов. Большая разница

Геннадий Турецкий признавался в том, что он нередко предоставляет пловцу, как он выразился, «спейс», или по-русски пространство. Успех такого рода взаимодействия тренера и пловца нам хорошо известен. Профессионализм творца-созидателя предусматривает постоянный рост и совершенствование, поиск новых путей, новых ресурсов, новых стратегий. В некоторых областях деятельности в последние годы появилась своеобразная терминология, обозначающая эту мысль словом «продвинутые».

Одним из новых подходов является коучинг. Слово в русском языке настолько новое, что словарь современного компьютера его не знает и подчеркивает красной линией. Хотя «коуч», от которого оно проистекает, – это тренер (англ.). Выйдя из спорта, слово насытилось в бизнесе и консалтинге новым содержанием и теперь возвращается совсем в другом качестве. За последние годы это одна из самых востребованных тем в различных тренингах. Во многих странах существуют ассоциации коучинга. Главная причина столь высокого интереса к этой теме состоит в том, что принципы и методические подходы коучинга дают возможность более широко использовать творческий потенциал людей. Это серьезная реформа в образовании, воспитании, обучении и спорте. Это уход от консерватизма и косности в понимании сути общения, особенно между руководителем и подчиненным, учителем и учеником, родителями и детьми и, конечно, между тренером и спортсменом. Это новые формы управления людьми.

Система коучинга фактически пришла на помощь акмеологии – науке о вершинах человеческих достижений и резервах творчества. Первейшая задача коучинга – помочь людям научиться управлять собственным обучением и профессиональным (читай спортивным) ростом. А первым шагом в этой задаче будет формирование готовности к изменениям. Причем к изменениям самостоятельно осуществляемым.

Самоактуализация – самый мощный мотив роста. В силу ряда причин он может быть подавлен либо существенно снижен под давлением автократа, который хочет управлять действиями спортсменов, а не их стремлением к самостоятельному росту. А коучинг среди других волевых качеств стимулирует развитие самостоятельности и инициативности и желание их проявить. Если смотреть более широко, то коучинг – это демократия в системе образования и управления. И если тренер автократ, формальный лидер, своеобразный «давильщик», отдающий приказы, то коуч – это демократ, который ненавязчиво направляет человека, учит его полагаться на себя. Проникнувшись идеями коучинга, тренер в работе со взрослыми спортсменами видит в них не только учеников, наставником которых он является, а скорее себя их помощником в системе, в том числе и собственного самосовершенствования.

Между тренером и спортсменами должны быть выработаны согласованные действия, стимулирующие обоюдный прогресс. Конечно, тренер управляет, подчиняет, побуждает, заставляет, приказывает и т.д., вселяя таким образом свою волю в спортсмена. Но при этом тренер должен понимать, что голой и постоянной «давиловкой» можно превратить спортсмена в биологический объект, лишенный самостоятельности, инициативности и ответственности, тупо исполняющий некие программы. Коучинг существенно дополняет психологическое содержание тренировочного процесса. В разные периоды тренировки и с учетом индивидуальных особенностей спортсменов соотношение автократии и демократии может существенно варьировать. Ниже приводится сравнительная таблица, представленная здесь как стимул к размышлениям по этому важнейшему вопросу спортивной тренировки.

Понятия «тренер» и «коуч» в таблице достаточно условны. Они не столько противопоставляются, сколько демонстрируют разные стили поведения и управления, предоставляя педагогу выбор для разных моментов общения в тренировках или в соревнованиях со спортсменами того или иного психотипа. По сути, это поиск гармонии в использовании методов воздействия и методов взаимодействия. У этих двух подходов есть свои преимущества и свои недостатки. К преимуществам первого можно отнести сохранение постоянного контроля, уверенность в реализации проверенных, устоявшихся методов и приемов воздействия (что снижает риски), возможность кратчайшими путями наводить и поддерживать дисциплину и порядок, принимать решения в условиях жесткого лимита времени. К сомнительному преимуществу можно отнести возможность при успехе ставить себе высокие самооценки, а при неудаче сваливать вину на учеников. Недостатки – это снижение или даже подавление инициативности и самостоятельности спортсменов (порождение безынициативности, психической пассивности), снижение или потеря заинтересованности (порождение равнодушия), не реализация новых походов и идей, закрытый потенциал коллективной мысли.

Преимущества коучинга позволяют строить эффективные команды за счет хороших взаимоотношений и учитывать нюансы самооценок спортсменами своих физических и психических состояний. Коучинг способствует личностному и профессиональному росту спортсменов особенно на вершинах спортивных достижений, дает долгосрочный эффект, развивает чувство осознанной дисциплинированности, делает их психически активными. Основной недостаток коучинга состоит в повышенном риске: смелость доверять ученикам не всегда оправданна. Делясь ответственностью за результат, у педагога может снижаться уровень контроля.

Кроме того, внедрение идей коучинга требует затрат времени и усилий, ломки стереотипов, а иногда буквально подавления некоторых свойств личности педагога. Стоит ли? Нужно все тщательно взвесить. Ведь высот в спорте достигали тренеры иногда с прямопротивоположными свойствами личности.

ТРЕНЕР

• направляет и заставляет

• приказывает, читает нотации

• максимально контролирует, единолично решает

• навязывает ответы

• играет на страхе

• корит за ошибки

• жестко требует

• демонстрирует власть

• зауживает «спейс»ученика

• давит словами, интонациями, позой, жестами

• ищет безотказных, безропотных исполнителей

• проявляет нетактичность, произвол

• мелочно опекает

• не примерим в разрешении противоречий

• девиз тренера – ты «должен», потому что я требую исполнительности

КОУЧ

• помогает, поддерживает

• организует диалог, ставит вопросы

• активизирует самоконтроль

• ищет ответы вместе

• стимулирует заинтересованность и творческий подход

• учит видеть в ошибках строгих учителей

• расширяет пространство учеников при принятии некоторых решений

• стимулирует к самореализации

• подчеркивает сопричастность в ответственности за результат

• противоречия решает путем сотрудничества и компромисса

• девиз коуча – ты «должен» для того, чтобы удовлетворить свои желания